Врождённая грамотность - это миф или реальность???

Всегда думал, что у меня врождённая грамотность, поскольку пятёрки в школе по русскому языку получал, еле-еле зная даже самые простые правила… Но тут как-то прочитал статью, что врождённая грамотность — это миф. Правда, статья была рекламная. ))) Прошу участников сайта высказываться по данному поводу. Делитесь ссылками по этому вопросу!

Комментарии (95)

RSS свернуть / развернуть
+
0
Тоже считала, что у меня врождённая грамотность.
Хотя узнала у мамы, что до школы, хотя и достаточно читала, но писала жутко неграмотно...
avatar

Darina

  • 16 июля 2010, 21:47
+
0
Врождённая грамотность - это как раз-таки мой случай)) Моя учительница начальных классов постоянно говорила маме, что у меня врождённая грамотность. И моя бывшая и настоящая учительницы русского языка и литературы абсолютно такого же мнения ;)
Так что, я считаю, что это никакой не миф, а самая что ни на есть настоящая реальность.
avatar

Kristina

  • 16 июля 2010, 23:16
+
0
Так вот в продолжение моего предыдущего сообщения ;)
Несмотря на неграмотность до школы, уже в начальной школе грамотность моя всё же проявилась ) И учителя говорили то же самое...
avatar

Darina

  • 16 июля 2010, 23:24
+
0
Я считаю, что русский человек просто чувствует свой родной язык, так сказать, имеет к нему генетическую предрасположенность. Отсюда и врождённая грамотность, как её иногда называют. Сильно сомневаюсь, чтоб представитель другой национальности и культуры вдруг бы да и проявил такие способности. Тогда бы я назвал это реинкарнацией. :)
avatar

Artyom

  • 17 июля 2010, 00:26
+
0
Артем, это Вы о чем? какая генетическая предрасположенность???

Врожденная грамотность, мне кажется, - это сочетание таланта (лингвистического слуха), зрительной памяти и высокой обучаемости. Не может быть вторичная знаковая система быть врожденной! Ведь правила правописания меняются, это условность, А вот предрасположенность...
avatar

Marina

  • 17 июля 2010, 01:24
+
0
хаха! многие украинцы или белорусы пишут грамотнее русских на русском)) и это при том, что русский они никогда в своей жизни не учили
avatar

Solnce

  • 17 июля 2010, 06:00
+
0
Врожденная грамотность бывает у тех, кто много читает....
avatar

Alena

  • 17 июля 2010, 19:28
+
0
Психолингвистика утверждает, что человек рождается без "врожденного" знания языка (это доказано), но у маленьких детей в мозгу такой своеобразный " device" (так они его называют), помогающий расшифровывать звуки и вычленять правила языковой среды, в которой они находятся. Врожденная грамотность - результат работы мозга в раннем детстве. Но, все же знают, что грамоте можно научиться и потом...:), правда, тогда она будет приобретенной.
avatar

Kristina

  • 17 июля 2010, 21:26
+
0
Я согласна с Анатолием. Только, сказать могу, что это - особенность восприятия языка.
Мне за правила частенько ставили "неуд". И, только после серии написанных "на пятёрку" диктантов, с правилами от меня отстали. Лишь пришлось их просто вызубрить, для того, чтобы сдать экзамен по русскому языку ... Это пригодилось, чтобы объяснять правильность написания того, или другого детям, которые читали не так много, как я. И не имели ТАКОЙ зрительной памяти.

Вот и получается, что людям с ТАКОЙ ОСОБЕННОСТЬЮ - правила - "как собаке пятая нога")))
avatar

Lidiya

  • 17 июля 2010, 21:57
+
0
Согласна с Лидией. Это и мой случай. Правил не знала, приходилось зубрить. Правда, у меня эта способность и на немецкий язык распространилась: даже если не знаю перевод слова, пишу все равно правильно. Как это объяснить?
avatar

Kseniya

  • 17 июля 2010, 22:12
+
0
Я давно заметил, - по своим ученикам и не только, - что умение грамотно писать по-русски (именно ПО-РУССКИ, не знаю насчёт других языков) и высокий интеллект всегда стоят рядом! Так что с версией о "врождённой грамотности" я согласен))) Точнее, врождённый здесь - именно интеллект, а умение грамотно писать и изъясняться на таком великом языке, как наш, является РЕЗУЛЬТАТОМ ПРОЯВЛЕНИЯ интеллекта.
avatar

Aleksei

  • 17 июля 2010, 22:13
+
0
Спасибо на добром слове, Алексей)))

А Ксении Столбиной отвечу: у меня ТО ЖЕ и С ЛАТЫНЬЮ)))

И это, скорее всего - всё та же зрительная память: прочитал, обратил внимание... И СФОТОГРАФИРОВАЛ!))) Если припомнить, не вспоминаются ли тексты из печатных изданий - слева-внизу-после-рисунка? А?)))
avatar

Lidiya

  • 17 июля 2010, 22:31
+
0
Вот-вот )) У меня как раз тексты и вспоминаются.
Я именно так всё и учу - непроизвольно "фотографирую", а потом вспоминаю в каком абзаце (относительно его местоположения на странице) о чём шла речь...
avatar

Darina

  • 17 июля 2010, 22:54
+
0
Хорошая зрительная память сегодня - беда! Вокруг столько ошибок! Начиная с интернета и заканчивая художественной литературой современных издательств!
avatar

Kristina

  • 18 июля 2010, 23:44
+
0
Да, все с Вами согласятся, ошибок много. Но тут может начаться самое интересное! Человек, запомнив все варианты, и правильные, и неправильные, придёт к выводу, что все правильные, либо начнёт узнавать, как же всё таки правильно... )))
avatar

Anatolii

  • 19 июля 2010, 09:04
+
0
не легче ли этому человеку просто зазубрить правила?))
avatar

Solnce

  • 19 июля 2010, 12:24
+
0
Так это у него само происходит, т. е. запоминая все варианты, он автоматически раскладывает слова на части, при этом ошибочные варианты отсеиваются. Может показаться, что это сложно, но человек-то не прикладывает никаких усилий для этого! Т. к. грамотность ВРОЖДЁННАЯ.
avatar

Anatolii

  • 19 июля 2010, 12:55
+
0
И, получается, когда читаешь (многое чего) в том же Контакте (в других блогх, например), то "грамотность" постов просто режет глаз! И это всеми воспринимается, как некая норма... Без пробелов, или одними строчными буквами...Да многое чего...
А про жи-ши, ча-ща (1й класс начальной школы!) - и говорить не приходится...
Люди считают, что они хотят высказаться, а интернет - это не школа, а написание постов - это не изложение на уроке русского языка. И, что - если следить за грамотностью, то смысл ускользает... а эмоции прут.

В самом деле - напрашивается изречение:
ПОСЕЕШЬ ПОСТУПОК - ПОЖНЁШЬ ПРИВЫЧКУ;
ПОСЕЕШЬ ПРИВЫЧКУ - ПОЖНЁШЬ ХАРАКТЕР;
ПОСЕЕШЬ ХАРАКТЕР - ПОЖНЁШЬ СУДЬБУ.
Это - в любом деле, не только в русском...

Когда пожал ПРИВЫЧКУ ПРАВИЛЬНО ПИСАТЬ - ЭТО ВОВСЕ НЕ НАПРЯГАЕТ, не так ли?)))
avatar

Lidiya

  • 19 июля 2010, 14:00
+
0
эмоции в интернете выражаются смайлами=)
avatar

Solnce

  • 19 июля 2010, 16:28
+
0
У детей - от природы - склонность рисовать рожицы.
avatar

Lidiya

  • 19 июля 2010, 21:31
+
0
В том-то и дело, что она не кружочки с улыбками рисовала, а двоеточия со скобками. Дочери 16 лет, а письмо было в театральное училище... )))))))))))))))
avatar

Anatolii

  • 19 июля 2010, 22:45
+
0
по-моему, это уже ненормально) хотя, если это такой способ выделиться...

Смайлы в инете - это часть своеобразного общепринятого сленга, именно для общения в сети, причем вне зависимости от возраста пишущего (да-да, даже матерые журналисты и различные деятели культуры в своих блогах вполне себе удачно используют этот сленг, их посты вполне себе читабельны и увлекательны). Моя же любимая учительница русского всегда говорила о том, что всему есть всегда свое место, и нужно адекватнее относиться к тому куда и что ты пишешь, ну, это я так, в продолжении темы о гневных возмущениях по поводу смайлов и проч.
avatar

Solnce

  • 20 июля 2010, 00:37
+
0
Врожденная грамотность, как и врожденный музыкальный абсолютный слух, вполне реальна, имя ей - дар от Бога, талант чувствовать язык (-и), как музыку, иногда гениальность (пример, В.В. Виноградов, В.И.Даль, да Вы и сами знаете ...).
avatar

Elena

  • 22 июля 2010, 20:13
+
0
Разумное зерно)))
avatar

Lidiya

  • 23 июля 2010, 08:16
+
0
Некая предрасположенность к языку у отдельных людей существует. Ни для кого не секрет, что русский язык достаточно сложен, просто зазубрить многочисленные правила, сопровождающиеся не менее многочисленными исключениями, очень трудно, для детей часто нереально. Существует седьмое чувство (интуиция может быть), когда человек (без сомнения, более-менее образованный) пишет правильно, не задумываясь, а как только начинает думать - рождаются сомнения и ошибки. Я в жизни не учила правила дома, а закончила школу с медалью, сейчас подтверждаю данную гипотезу, наблюдая за своими учениками. Конечно, советую им побольше читать (книги, не интернет ни в коем случае), это очень помогает повысить грамотность.
avatar

Ekaterina

  • 8 августа 2010, 20:00
+
0
а мне и правила помогали, когда я их помнила, и сама по себе писала без ошибок...

"Конечно, советую им побольше читать (книги, не интернет ни в коем случае), это очень помогает повысить грамотность."
У меня есть знакомый, который книги буквально глотает, однако ж пишет безобразно...
avatar

Solnce

  • 9 августа 2010, 11:51
+
0
Ваш знакомый пишет безобразно, потому что "глотает" книги. Я, когда читаю, невольно обращаю внимание на правописание, особенно на пунктуацию. Люблю в очень сложных предложениях разбираться, проверять себя.
avatar

Tatyana

  • 9 августа 2010, 12:11
+
0
Наверное так)
avatar

Solnce

  • 9 августа 2010, 12:31
+
0
#29 Татьяна Цветкова

Татьяна, у меня такая же привычка! Считаю, что бывают вредные, а бывают полезные привычки. И стремление к грамотности - одна из самых полезных. Во многих компаниях теперь при приёме на работу тест по русскому языку - обязательное явление. Хотя мне иногда приходится по работе читать варианты договоров, которые впору в нашем шутливом альбоме выставлять. ))) Хотя в основном, в моей сфере работают люди от 27 и старше, поэтому у них с грамотностью и уважением к своему языку порядок.

Врождённое это или приобретённое, сказать сложно.
avatar

Anatolii

  • 9 августа 2010, 19:19
+
0
Всё-таки, наверное, изначально врождённое. У нас в семье все относятся к русскому языку с большим уважением.Сколько себя помню в разговорах бабушек и дедушек, папы и мамы всегда обращали внимание на грамотную речь. Меня учили на своих примерах, мягко, ненавязчиво. И писала я всегда грамотно, хотя, когда выучила правила (для сдачи вступительных экзаменов), оказалось, что очень удобно: можно себя проверять. И дочку свою также воспитывала.
avatar

Tatyana

  • 9 августа 2010, 21:55
+
0
Хм... Если многие из нас склоняются к тому, что это врождённое, то хочу задать вопрос и обсудить следующее: а какой он, грамотный человек? Какие черты ему присущи? Или врождённая грамотность не связана с другими чертами характера?
avatar

Anatolii

  • 10 августа 2010, 11:58
+
0
Татьяна! Вы сами себе противоречите: *Сколько себя помню в разговорах бабушек и дедушек, папы и мамы всегда обращали внимание на грамотную речь. Меня учили на своих примерах...* - Разве это врожденное?
avatar

Marina

  • 10 августа 2010, 19:11
+
0
Понимаете Марина, писать я научилась позже, чем говорить. А когда начала учиться в школе, поняла, что пишу без ошибок без знания правил.
avatar

Tatyana

  • 10 августа 2010, 20:49
+
0
То, чему требуется учиться, не может быть врожденным
avatar

Marina

  • 10 августа 2010, 21:06
+
0
Конечно, вы правы в том смысле, что мы не рождаемся грамотными. Ну а как же интуиция. Наверное, правильно было бы сказать, что человек интуитивно пишет грамотно.
avatar

Tatyana

  • 10 августа 2010, 21:12
+
0
Да, конечно! Но вот правила орфографии и пунктуации периодически меняются - как быть?
avatar

Marina

  • 10 августа 2010, 21:16
+
0
Конечно, меняются, но не настолько, чтобы сразу стать неграмотной. Помню, когда я сдавала на вступительных экзаменах русский язык устно, при фонетическом разборе слова, "й" я охарактеризовала как полугласный-полусогласный звук. Меня поправили, сказали, что с этого года звук "й" считается согласным. Я поблагодарила за информацию и получила свою пятёрку .
avatar

Tatyana

  • 10 августа 2010, 21:27
+
0
Марина Шилкова, Вас послушать – диву даться можно! Вы скоро начнёте утверждать, что негры вызревают благодаря фотосинтезу, а не рождаются такими, а национальные черты – прямой результат общественного мнения.
С Ваших слов ясно, что Вы полностью отвергаете связь между исторической языковой культурой народа и наследственными признаками его представителей. Я же считаю, что потомки наследуют в той или иной степени весь комплекс черт, присущих нации. И в том числе наследуют богатства духовные, к коим национальный язык и относится.
avatar

Artyom

  • 10 августа 2010, 21:50
+
0
Марина, а если сравнить процессы физического и духовного воспитания?
avatar

Artyom

  • 10 августа 2010, 22:23
+
0
а заодно - божий дар с яичницей
avatar

Marina

  • 10 августа 2010, 22:42
+
0
И это тоже. Анализировать и размышлять, вообще, не вредно.
avatar

Artyom

  • 10 августа 2010, 22:49
+
0
см. пост 6
Какой фотосинтез, да еще помогающий вызревать??? это Вы о чем??? Единственное, с чем нельзя не согласиться, это *анализировать и размышлять вообще невредно*
любой ребенок (по происхождению русский, узбек, еврей, татарин, англичанин и пр) усвоит тот язык, на котором говорят окружающие - язык страны, в которой он живет. Эмигранты во втором-третьем поколениях ПЛОХО говорят по-русски, даже если родители стараются сохранить в доме русский язык
avatar

Marina

  • 11 августа 2010, 00:08
+
0
Марина Шилкова, не хочу с Вами продолжать спорить – не вижу особого смысла. Извините. Всё одно, судя по всему, каждый из нас будет продолжать стоять на своём, не прислушиваясь к мнению собеседника.
Единственная к Вам просьба:
Впредь, если будете цитировать мои слова, сохраняйте, пожалуйста, мою пунктуацию и орфографию. На свой вкус исправлять меня не надо, у меня было написано по-другому.

При всём уважении.
avatar

Artyom

  • 11 августа 2010, 00:56
+
0
извините, сударь, но это не мой вкус, а правила русской пунктуации и орфографии...
А спора-то и не было: ни на один вопрос я не получила ответа.
avatar

Marina

  • 11 августа 2010, 05:28
+
0
на # 41 Марина
"...куда же это наследство девается??? " - вырождается! Если не прилагать усилия, то любое, данное природой, будет погублено.
Я преподаю историю, но проверяя письменные работы, прихожу в ужас, когда вижу столько ошибок у ребят. Вот недавний пример. В прошлом году учился сын нашей выпускницы, которая была очень грамотной студенткой, а её сын делает ошибки почти в каждом слове. Она это сама объяснила: некогда было заниматься - тогда в 90-е все зарабатывали, чтобы выжить. Вместо книжек - игровые приставки, видеомагнитофоны - казалось круто, а вышла вся эта "крутизна" боком.
avatar

Tatyana

  • 11 августа 2010, 06:08
+
0
на # 33 Анатолий
"а какой он, грамотный человек?" - интересно порассуждать.
Грамотная речь отражает силу, характер, харизму личности – то есть лицо человека.Именно на основе впечатления от общения люди либо захотят иметь дело с партнером, либо – нет. Это касается не только деловой сферы, но и в том числе, социальной и личной.
avatar

Tatyana

  • 11 августа 2010, 06:53
+
0
Татьяна! Ошибки в письменных работах - это еще и свидетельство "перегородок" в мозгу (любимая моя тема!): не думают о правописании, "потому что не русский и не литература". Равно как на уроке литературы не могут ответить на вопросы, связанные со смежными предметами (на тот же вопрос - ни слова не меняли! - заданный учителем истории, ответ дается моментально - проверяли с коллегой неоднократно).
Но ошибок делают больше в разы!!! То, что раньше было сигналом тревоги (в КЛАССЕ 25 ошибок), теперь - результаты в одной тетради. Но причины не только в занятости родителей или "плохих" учителях
avatar

Marina

  • 11 августа 2010, 07:13
+
0
Согласна с Вами в отношении смежных предметов. Эти "перегородки" существуют, так же и вопросы, связанные с другими предметами. Но при этом, они всегда спрашивают: "А за ошибки оценка снижается?" Я отвечаю: "Нет. Не имею права". Вот они и пишут как слышат.
А если ребёнок пишет всегда грамотно (даже сайт) - это уже очень большая редкость.
avatar

Tatyana

  • 11 августа 2010, 08:12
+
0
Марина Шилкова, вот как?!
В таком случае Вам придётся доказать, что:
1. Мой вариант категорически недопустим с точки зрения правил языка.
2. Вы имеете полное право редактировать за меня мои же мысли.
avatar

Artyom

  • 11 августа 2010, 16:46
+
0
Интересные отзывы... Я вот человек нерусский, до 9-ти лет говорила на своем языке, изучать русский язык стала во 2-м классе начальной школы. Мой родной язык относится к другой языковой семье: предлогов в нем нету, и родов нет. А падежей - мало не покажется. НО! Уже тогда мне было смешно (именно смешно, я смеялась) от того, что мои одноклассницы не могут понять почему так или иначе пишется на русском. Конечно же я совсем не отрицаю врожденную грамотность, то в моем случае - это что-то другое. У меня была другая сложность: я не могла объяснить правописание, потому как не знала правила, но при этом писала грамотно. Моя учительница говорила, что это божий дар. СПАСИБО!!!
avatar

Maiya

  • 16 августа 2010, 06:04
+
0
Артем! не хотелось бы засорять тему, да и доказывать Вам я ничего не собираюсь, тем более, что пост Майи Жидких (53) опровергает Вашу теорию генетической предрасположенности. Только вот жаль, что Вы не видите разницы между законами языка и правилами орфографии и пунктуации, между нежеланием повторять при цитировании пунктуационные ошибки первоисточника и редактированием мысли. А ответа на вопрос о "генетическом наследстве" я так и не получила...

Татьяна Цветкова! Если ребенок в письменном ответе допускает много орфографических и пунктуационных ошибок, мне кажется, ему нельзя ставить "5", Но это требование диктуется локальными актами, а не республиканскими нормативными документами. А вот орфографические ошибки в терминологии считаются фактическими.
avatar

Marina

  • 16 августа 2010, 07:49
+
0
Марина! К сожалению, за письменные работы я практически не ставлю 5, т.к. кроме орфографических, ещё очень много стилистических ошибок.
"А вот орфографические ошибки в терминологии считаются фактическими" - за эту подсказку, спасибо!)
avatar

Tatyana

  • 16 августа 2010, 09:40
+
0
Для Артема Павлова.
Связывать знание языка, грамотность и генетическую предрасположенность опасно - легко может привести к шовинизму. Кроме того, знание языка и грамотность - не синонимы.
С вопросом об исторической связи между культурой языка и наследственными признаками представителя нации можно согласиться лишь с оговорками. Конечно, язык - это средство образования нации и в свою очередь нация - продукт языковой деятельности. Но что если русского младенца воспитает татарская семья? У него, по Вашей версии, должна появиться врожденная грамотность на русское "письмо"? Она, безусловно, может появиться, но не потому, что она врожденная. Или у него будет "врожденная грамотность" на татарское письмо.
Думаю, что все мы забыли, что человек рождается "табула раса". А также забыли и академика Павлова с его доказательствами про условные рефлексы. Прошу прощения, если слова про "условные рефлексы" покажутся кому-либо уничижающими его достоинство.
avatar

Maiya

  • 16 августа 2010, 12:51
+
0
Друзья мои, оставим на минутку наши споры. Предлагаю найти орфографическую ошибку в моей заметке № 53. Есть пунктуационная ошибка в №56, но ее можно выдать за авторский знак. Что только не напишешь и как в пылу страстей...)))
avatar

Maiya

  • 16 августа 2010, 17:44
+
0
Кто не согласится, сотоварищи по сайте, что наш организм строится соотносительно генетического кода? И все извилинки мозга, и все сосудики, и кости, и мышцы???

У нас имеются "математическое" полушарие (левое) и "литературное" (правое) - и каждое может функционировать с особенностью, зависящей от разных факторов.
Так, замечено, что некие люди, одарённые в литературе, имели напряжённые (мягко сказано) отношения с математикой. К ним относился и А. С. Пушкин.

Не можем же мы отрицать, что у человека, пишущего грамотно "по "врождённому критерию" - кровоснабжение (а, значит - и развитие) центра письменной речи превалирует, в ущерб других структур... пусть небольшой?

А, уж коли вспомнилось про гены, то это, братцы, вещь врождённая, таки и грамотность (то есть повышенная способность) - носит врождённый характер.
Ясное дело, что, если ребёнок не окажется в условиях педагогической запущенности, то трудно сказать, реализуется эта предрасположенность, или нет. Скорее, второе...
avatar

Lidiya

  • 16 августа 2010, 22:17
+
0
По поводу врожденности, интеллекта, образованности... Моя свекровь родом из далекого уральского села. Образование минимальное. Ни одной орфографической ошибки в письмах, записках она не допускает (национальность: коми-пермячка). Я научилась читать в 4,5 года. Читала всегда много, учиться было легко, поэтому с домашними заданиями я не заморачивалась, основное внимание уделяя математике, потому что любила. По русскому языку за работы были вечные" 2"-"3", пока не выучила все правила.
Была ученица. Умнейшая девочка. Учила все! Какое бы правило ни спросили - ответит сразу же, приведет пример, найдет пример в тексте. Диктанты,изложения, сочинения - тьма ошибок! При анализе все видела, исправляла, но вновь писала неграмотно. Это что? Врожденная неграмотность?
avatar

Svetlana

  • 23 августа 2010, 07:48
+
0
Нет, Светлана.
У Вас "математическая" зона в мозге кровоснабжается гораздо лучше, чем "зона письменной речи".
Это - либо особенности строения сосудистого русла в голове, либо имеется проблема в шее, тянущаяся ещё с детства...
Ещё (наблюдения показали), что часто делают ошибки при письме те, у кого не в порядке печень, или функционирование желчных протоков и желчного пузыря (врождённый перегиб желчного пузыря)...Они не только нарушают правила правописания, но - просто - переставляют буквы в слове!
avatar

Lidiya

  • 24 августа 2010, 15:40
+
0
Люди, Роман, не рождаются грамотными. Подобно тому, что хорошим музыкантом становится тот, у кого имеются способности обучаться именно этому виду деятельности, то грамотность (вне национальности) - это, тоже - способность к этому виду восприятия (и воспроизведения) информации.

Вывод: мы можем то, на что способны. И в этом - физиология - не на последнем месте...
К примеру, я, исправив в человеке нарушение обмена Бария карбоната, улучшаю его обучаемость коренным образом - и к письменной речи - тоже, так как накапливающиеся недоокисленные метаболиты этого соединения попросту отравляют мозг, мешая правильному его функционированию...
Это лекарство способно значительно улучшить школьные отметки)))
Есть же люди - сколько ни учи...(
avatar

Lidiya

  • 29 августа 2010, 23:04
+
0
Не рождаются грамотными, НО имеют врождённые способности к грамотности. Или тягу к ней же. Зовите, как хотите.
А про ассоциацию с музыкантом (возьмём певца) - тот, у кого слуха, природой подаренного, нет, хоть головой об лёд и сто лет учиться будет - ничего у него не выйдет. С грамотностью - всё то же самое.
Да, я читаю много, да, с раннего детства. Но я знаю очень много более опытных читателей, кто элементарно не отличает "одел" от "надел" и путает случаи написания "-ться" и "тся". Я же, когда учился, с первого класса все словарные и традиционные диктанты без ошибок писал - причём как грамматических, так и пунктуационных.
Учите, не учите - я верю в то, что происходит со мной лично.
avatar

Roman

  • 30 августа 2010, 12:10
+
0
Да, научные обоснования - это хорошо, но полностью согласен с Романом, т. к. это в точности и мой случай тоже. Это можно как угодно называть, но это просто исследование снаружи, а сам человек чувствует точнее)))
avatar

Anatolii

  • 30 августа 2010, 12:26
+
0
Ну вы, мальчики, даете! Так мы договоримся, что учителя русского языка не нужны, что они даром хлеб свой едят. Вам повезло - я рада. А как быть с другими?! Иногда человеку надо в игровой, шутливой или строго обоснованной форме показать почему так пишется и он поймёт. Надо что-то там у него открыть, какие-то ассоциации вызвать, какие-то логические цепочки выстроить. Чтобы у него в мозгу всё осветилось.
Почему говорят светлая голова?

Представьте наш мозг в виде многих-многих комнат, в которых стоят библиотечные каталожные ящички. В комнатах темно. Вам дали задание и у вас в комнатах стало светло: вы знаете, где что лежит и куда за этим идти. А если у человека там хаос? Для того учитель и нужен (не только для этого, конечно), чтобы всё разложить по полочкам и ящичкам и чтобы, получив задание, человек знал куда идти.

Способности и тяга к грамотности - это разные вещи, согласитесь. Хорошо, если они идут рука об руку.

Кстати, скромно жду поздравлений - сегодня 1 Сентября...
avatar

Maiya

  • 1 сентября 2010, 06:38
+
0
С Днём Знаний, Майя! Кстати, вот мне и понадобилось правило! С трудом могу сказать, как пишется: "день рождения" или "День Рождения". Когда названия праздников пишутся большими буквами?
avatar

Anatolii

  • 1 сентября 2010, 09:24
+
0
Анатолий, если считать день рождения человека знаменательной датой, то надо писать "День рождения"
avatar

Maiya

  • 1 сентября 2010, 10:53
+
0
Про грамотность и учителя в её формировании можно сказать, что они как тренеры в спорте. ))) Об этом уже, конечно, много говорится в этой теме...
avatar

Anatolii

  • 1 сентября 2010, 11:56
+
0
Но, что сказать можно про День Победы?
Как же, знаменательная дата...
Вот и я пишу: С Днём Рождения.

Не С Днюхой, как пишут некоторые.
В самом деле - ЧТО ЕСТЬ ЭТОТ ДЕНЬ? ДЕНЬ ПОБЕДЫ! Не менее!!!

Что есть рождение ? Кто рожал, тот знает.
ЭТО ПОБЕДА, ЭТО ПРЕОДОЛЕНИЕ БАРЬЕРА, ЭТО - ВЫЖИВАНИЕ В УСЛОВИЯХ ЖЁСТКОЙ ГИПОКСИИ И СЖАТИЯ СО ВСЕХ СТОРОН - и в этих условиях - надо было ВЫЖИТЬ!!!! Не даром случаются родовые травмы... И не всем доводится выжить, к счастью - это малый процент(((
И чем НЕ ПОБЕДА?
По этому - С Днём Рождения!!!!
avatar

Lidiya

  • 2 сентября 2010, 08:01
+
0
Да, Лидия, вы правы с чисто женской точки зрения.
Я сама всегда оба слова писала с большой буквы. Но есть орфографические требования, по которым пишется "С Новым годом" и не иначе. с Днем рождения, с Днем пограничника, НО с Днём Победы (как искл.).
Хотя если вспомнить открытки, то на них всегда написано "С Новым Годом", "С Днем Рождения".
avatar

Maiya

  • 2 сентября 2010, 11:15
+
0
Да, это правила, которые надо исполнять в документах...
Но, в пользовании, при поздравлении друзей в том же Контакте - я не могу писать иначе)))
И это - не только с точки зрения женщины, но и медика.
Надо только представить - ЧТО ИСПЫТЫВАЕТ РОЖДАЮЩИЙСЯ РЕБЁНОК!
Мы бы ужаснулись на его месте - в подходящей ситуации - например, под завалом((( Как и человеку в катастрофической ситуации, так и рождающемуся ребёнку не известно, сколько времени протянется "эта бодяга"...
avatar

Lidiya

  • 2 сентября 2010, 12:56
+
0
Поздравляю всех с прошедшими праздниками.
НО. "Так мы договоримся, что учителя русского языка не нужны..." Ого-го, а стоило только заговорить!
Я, конечно, прошу прощения, но мне начинает казаться, что эта тема создана исключительно для того, чтобы доказать перед всеми: мол, врождённой грамотности (и чего-то, близкого к ней) не существует, и никак иначе. Сплошная диктатура:)
Дорогие собеседники, только скажите, что это так, и, клянусь, я враз перестану спорить. Ибо - незачем.
avatar

Roman

  • 2 сентября 2010, 17:38
+
0
Роман, тема создана мной, а у меня как раз эта самая врождённая грамотность... Мне интересно было мнение других. Они разные, но всё таки, по-моему, участники больше склоняются, что она есть... Просто не всегда раскрывается в полной мере. И в данном случае учитель этому помогает. Других людей он просто учит... )))

Прошу поучаствовать и в других обсуждениях.
avatar

Anatolii

  • 2 сентября 2010, 20:45
+
0
Ещё хочу сказать - по части "врождённой грамотности"...

Мои наблюдения показывают, что у каждого ПИШУЩЕГО - СВОЙ СПОСОБ ЧТЕНИЯ.
Те, кто пишет грамотно - то читают "по-буквенно" - то есть, контролируют письмо, и воспринимают текст таковым, как он напечатан, или написан.

Другие - читают "блоками", зачастую, при этом, искажая восприятие слов... Их то они, зачастую, воспринимают НА СЛУХ и пишут - как слышится.
И, получается, что второй категории людей - приходится, читая по слогам, ПРОВЕРЯТЬ НАПИСАННОЕ и исправлять. И, в случае торопливого письма - они могут допускать немало ошибок.
И, далеко ходить не надо: дети пошли не в меня. Им пришлось учить правила и я водила младшую дочь в Школу грамотного письма, где преподают русский язык по другой методике, чем в школе.
avatar

Lidiya

  • 2 сентября 2010, 21:14
+
0
Врождённая грамотность - это, конечно же, миф!
avatar

Urii

  • 11 ноября 2010, 22:51
+
0
какой институт нужно окончить (но не закончить!!), чтобы быть культурным человеком? - спросили Луначарского. Нужно окончить три - ответил он, но так, чтобы 1-й окончил ваш дед, 2-й - ваш отец, а 3-й - вы сами. Именно это врождённое, а грамотность, конечно, НЕТ

У Луначарского мне больше нравится другое. Два часа читал лекцию о любви. По завершении из зала кто-то спросил: так что же такое любовь?
Казалось бы, ответь - я тебе 2 часа талдычил от этом, ан нет, он ответил иначе:
Я не знаю, кто задал мне этот вопрос. Если это молодой человек, то у него всё ещё впереди, если средних лет - оглянитесь вокруг, если пожилой, то ему остаётся только посочувствовать
avatar

Igor

  • 12 ноября 2010, 10:57
+
0
Игорь по-своему прав.
Соглашусь, если дед и отец были обучаемы (потому и культурны), то, скорее всего, обучаем (и культурен) будет их потомок.

С грамотностью - иначе. Чем меньше книг, чем меньше письма (и тренировки), тем меньше грамотность.
Вот был же у нас предмет - чистописание. Почему не стало?
avatar

Lidiya

  • 14 ноября 2010, 11:47
+
0
Это смешно... Но чистописанием и"красивописанием "я овладела к 25 годам. Профессиональная надобность))) Ох и поревела ,сдавая продукцию через госприёмку. Окончив престижный пединститут , я так и не выучила таблицу умножения))) Оказалось, что считая , я складываю визуально. К какому роду таланта это отнести? Единственное объяснение для меня-эйдетизм. А про 3 института-- согласна)))
avatar

Ludmila

  • 15 ноября 2010, 11:10
+
0
ну, положим, с арифметикой у меня до сих пор проблемы(( А что касается чтения, то читать, несомненно, следует, а отсюда и грамотность.
Так называемые ток-шоу по телевизору грамотности отнюдь не прибавят, даже наоборот
avatar

Igor

  • 15 ноября 2010, 18:28
+
0
Врождённая грамотность - это хорошая зрительная память плюс привычка читать хорошие книги, изданные добросовестным издателем. Потому что если будут опечатки (которые я постоянно встречаю в дешёвых изданиях для детей), никогда никакой "врождённой" грамотности у человека не будет.
...В азбуке, например, крупным шрифтом в стихотворении на букву "М" было чётко написано слово "мячЬ"!!! Растите грамотными, ребята!
avatar

Vika

  • 16 января 2011, 11:25
+
0
Наверное, да.
avatar

Vika

  • 18 января 2011, 12:25
+
0
Давайте я объясню. Дело в том, что у человека в отличии от животных 2 сигнальных системы. Вторая заключается в том, что человек может воспринимать действительность опосредованно с помощью знаковых систем, основными из которых являются слово, образ и жест. Существуют различные языки: национальные, а также специальные (дактильный язык глухих, шрифт Брайля для слепых). 2 сигнальная система, или языковые способности, передаются из поколения в поколение. Но!!! Развиваться они могут только в первые 3 года жизни. Первые полтора года жизни идет активное развитие понимания языка и речи. И не важно на каком языке с ребенком разговаривают: на русском, английском, китайском или на дактильном языке глухих. Т.к. язык прежде всего отличает наличие фонетики (или дактилем в дактилном языке), лексики, грамматики. В следуюшие полтора года жизни идет активное развитие говорения.
avatar

Marina

  • 22 января 2011, 09:03
+
0
К 5 годам в норме речь ребенка должна быть такой же, как у взрослого. Такой ребенок должен правильно произносить все звуки родного языка, правильно воспринимать звуки и их последовательность на слух, иметь достаточно богатый (общеупотребительный) словарный запас, владеть навыками словообразования, понимать и употреб*ять правильно в речи предлоги и другие служебные части речи, правильно согласовывать слова в предложении, уметь рассказать о чем-либо логично, последовательно, используя в своем "тексте" цепную или параллельную связь предложений.
avatar

Marina

  • 22 января 2011, 09:09
+
0
Для того , чтобы грамотно писать, нужно иметь полноценную устную речь, развитые на достаточном уровне внимание, память, восприятие, мышление. Да, забыла отметить, что в 3 года происходит своеобразный "перекрест" речи и мышления, т.е. мышление становится словесным, а речь осмысленной. К 3 годам в норме ребенок должен говорить предложениями. Если при поступлении в школу у ребенка все это сформировано, то он учится писать без проблем. В противном случае ребенок испытывает затруднения. Часто таким детям в начальной школе невропатолог или психиатр выставляет диагноз "дисграфия" - нарушение письма. В средних классах это перерастает в "дизорфографию".
avatar

Marina

  • 22 января 2011, 09:15
+
0
В чем причины этого явления? Как я уже сказала, речь активно формируется в первые 3 года жизни. Причем ТОЛЬКО во время общения. Если ребенок по какой-то причине не слышит полноценной речи, 2 сигнальная система у него НЕ СФОРМИРУЕТСЯ на должном уровне. За речь отвечают центр Брока и центр Вернике, расположенные в височной доле левого полушария головного мозга. Клетки мозга проходят окончательную дифференцировку в возрасте до 3 лет. Если речь не была сформирована в этот срок, то клетки этих центров начинают "атрофироваться". После 3 лет сформировать полноценную речь крайне сложно.
avatar

Marina

  • 22 января 2011, 09:21
+
0
Часто бывает, дети рождаются с какой-то патологией головного мозга, обусловленной сложностями дородового и родового периода. А также в первые годы жизни ребенок может перенести различные инфекции, травмы головного мозга, отрицательно влияющие на его развитие. Кроме того, как я уже говорила, речь ребенка развивается только во время общения. Кто общается с ребенком в первые 3 года жизни? Чаще это родители. А как развита речь и вообще психика у самих родителей? Вот эта причина часто является основной и решающей в дальнейшем развитии речи ребенка.
avatar

Marina

  • 22 января 2011, 09:26
+
0
Я работаю в детском саду логопедом. Ко мне приходят 5 - 6-летние дети, которые до 3 лет не произнесли ни одного слова. А сейчас вместо того, чтобы наверстывать упущенное, посажены на просмотр дурацких западных мультиков. На все убеждения родители отвечают: "Нечего нагружать ребенка, он еще маленький". Потом такие "маленькие" во всех отношениях дети идут в школу. Не справляются с программой по русскому языку, их переводят в класс выравнивания или оставляют на второй год.
avatar

Marina

  • 22 января 2011, 09:40
+
0
Потом наслаивается психологическая проблема - реакция отказа, нежелание учиться. И как следствие - неуспеваемость, в том числе по русскому языку.

Давайте подведем итог. Грамотность или безграмотность не бывает врожденной. В каждого человека изначально генетически заложена вторая сигнальная система. Другой вопрос, что на ее развитие влияют различные неблагоприятные факторы: нарушения развития плода во время беременности, заболевания и травмы в первые годы жизни, а также речевая среда, окружающая ребенка, общее психофизическое развитие ребенка.
avatar

Marina

  • 22 января 2011, 09:46
+
0
P.S. Я говорю о детях, потому что каждый взрослый когда-то был ребенком.
avatar

Marina

  • 22 января 2011, 09:47
+
0
Понятие "грамотность" очень широкое. В него включается и умение говорить/писать правильно, без ошибок, как нас учат в школе, и способность чувствовать язык и его музыку. Не нужно путать одно с другим, это совершенно разные вещи, которые вполне могут быть друг без друга. У меня есть подруга, которая знает назубок все правила, но слушать ее речь просто невозможно, а ее школьные сочинения всегда были поводом хорошенько посмеяться на уроках литературы.
Чувство языка, "лингвистический слух", как его называли здесь ранее, конечно, существует. И он, как и любой другой талант, дар, заложен в человеке еще до его рождения. Если говорить об умении говорить и писать без ошибок - мне слабо верится в "врожденность" этого дела, но я вполне допускаю "интуитивность". Это часто наблюдается у детей, которые с раннего возраста очень много читают и находятся в окружении грамотных взрослых. Тогда у ребенка формируется в голове модель "идеального" языка, к которой он в дальнейшем невольно стремится. Лично я свои письмо и речь без ошибок классе в 4-5, когда орфография и пунктуация были вообще практически не изучены, по-другому объяснить не могу.
avatar

Nata

  • 8 октября 2011, 18:31
+
0
А интуиция? Разве не врождённое качество?
Это то, К ЧЕМУ МЫ ИМЕЕМ ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТЬ.
Ну, есть же "совсем и никак", которые, по-сути, были окружены грамотными родителями. А сами - не проявили подобных качеств.
avatar

Lidiya

  • 8 октября 2011, 18:59
+
0
Нет, это необязательно обусловлено ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТЬЮ. Есть дети без способностей к языку, просто у них, к примеру, в детстве был интерес к книгам/родители заставляли читать + они в себя "впитывали" то, что им любезно предоставляли в беседах взрослые. Это не означает, что они САМИ имеют к этому склонности.
"Ну, есть же "совсем и никак", которые, по-сути, были окружены грамотными родителями. А сами - не проявили подобных качеств."
Просто кто-то учится, а кто-то - нет. Это, опять же, не всегда зависит от природных данных.
Есть ведь и такие, кто предрасположенность имеет, но русским не занимается, речь не развивает...
К сожалению, талант и личность человека не всегда идут нога в ногу.

Вывод один - то, что вас в детстве научили готовить (или вы сами научились), не означает, что вы прирожденный повар.
avatar

Nata

  • 8 октября 2011, 19:14
+
0
Но нельзя человека научить музыке, если ему "медведь на ухо наступил".
Когда человек пишет, то он читает написанное. Мы все по-разному читаем. Есть те, кто воспринимает слова блоками, или фрагментарно. И, читают не то, что написано, то есть, НЕ ВИДЯТ своих ошибок.
avatar

Lidiya

  • 8 октября 2011, 19:22
+
0
Не соглашусь, человека можно научить МУЗЫКАЛЬНОЙ ГРАМОТЕ, даже если ему медведь на ухо наступил. Его нельзя сделать талантливым, но образованным - вполне. Я восемь лет училась в музыкальной школе, могу сказать, что способностей к музыке у меня нет точно, преподаватели сами мне об этом говорили, однако теорию я знаю и неплохо в ней разбираюсь. Мой уровень - простое знание. Способностей нет.
Точно так же человек может обладать хорошими знаниями в грамматике, но это не будет означать, что он лингвистически одарен, что он воспринимает язык как искусство.
avatar

Nata

  • 8 октября 2011, 20:07
+
0
Он может разбираться в музыкальной грамоте НО НЕ СПОЁТ, как надо. Если нет голоса.
avatar

Lidiya

  • 8 октября 2011, 20:10
+
0
Так и "грамотные" по-русски - знают правила, но пишут безграмотно...
Мы можем развивать только то, что МОЖНО развить. А что МОЖНО - это генетика.
avatar

Lidiya

  • 8 октября 2011, 20:57
+
0
Перечитайте первое мое сообщение. Я и не говорю, что он СПОЕТ как надо. Для пения нужен ТАЛАНТ, который, как я и утверждаю, заложен природой. Я говорю, что он может обладать знаниями о музыке, знать ее законы, ее грамоту, ее специфику... Для этого не нужен талант! "Мы можем развивать только то, что МОЖНО развить. А что МОЖНО - это генетика" - так развиваем мы ТАЛАНТ, ТАЛАНТ <= ГЕНЕТИКА. Знания мы не развиваем, а получаем извне, и при желании ими может обладать любой! Я опять привожу пример своей знакомой. Она действительно знает правила русского языка, в орфографии разбирается получше меня, но у нее нет ни намека на лингвистическую одаренность, она не умеет строить предложения и писать сочинения, не чувствует красоту и звучность языка. Итог: правила знает (учила в школе + читала в детстве), способностей ноль. Вот я и призываю не путать знания с талантом.
avatar

Nata

  • 8 октября 2011, 21:59
+
0
То есть я к тому, что талант - это врожденное качество, а знание - приобретенное (согласитесь, в нас не заложено природой, что "корова" пишется через "о") А грамотный человек - это тот счастливец, в котором удачно объединяется и то, и другое.
avatar

Nata

  • 8 октября 2011, 22:08
+
0
Вот я про то, что врождённое))) А учат всех, но не все научаются...
avatar

Lidiya

  • 9 октября 2011, 00:25

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.