Тонкости обучения.

Я хочу рассказать об учителе русского языка в школе грамотного письма.
Перед началом каждого урока были беседы общепознавательного содержания.
Свой первый урок о начал вопросом: «Чем отличается лужа от фонтана?».
Ученики недоумённо переглянулись и пожали плечами. Тогда последовало уточнение: «Что думает лужа на своём, лужном месте?....-Я свободна… ничто меня не ограничивает… теку, куда хочу… — А я, ещё и физик, скажу вам, что лужа течёт туда, где ниже… там останется и высохнет. Другой судьбы у лужи я не видал… А фонтан? Вспомните, как красиво он сверкает, переливаясь на солнце… и все говорят „Красиво!“ и любуются.
Так ответьте мне, кто хочет быть лужей с её иллюзорной свободой, или фонтаном?»
Класс согласился быть «как фонтан».
«А что нужно, чтобы фонтан фонтанировал?.. НАТИСК. НАПОР. ТРУБЫ, КОТОРЫЕ НАПРАВЛЯЮТ ВОДУ В ОПРЕДЕЛЁННОМ РУСЛЕ…
В переводе на человеческие отношения -ЭТО И ЕСТЬ ВОСПИТАНИЕ!
Наставник определяет — что, как, куда и сколько нужно для воспитуемого.

Другое дело, таких умных воспитателей немного…

Комментарии (18)

RSS свернуть / развернуть
+
0
Дааа...интересный рассказ,поучительный.Лишний раз доказывает то,что быть педагогом не каждому дано-это талант,дар,харизма,способность от Бога.Ведь это очень ответственная деятельность,когда ПОСТОЯННО надо быть начеку,быть образцом (но не этанолом!)во всём,уметь удивлять,быть интересным детям,чтобы наладить контакт и дружеские отношения,а для это ещё не мешало бы иметь здоровое чувство юмора,уметь говорить правду и в тоже время уметь признавать собственные ошибки..ууу..:)Вообщем много чего ещё надо уметь:)..Быть учителем по-моему(и не только по -моему:)-это что-то сродни актёрскому мастерству,ведь скучный учитель=скучный урок,скучный урок=нулевой результат ....выводы думаю понятны...
Так что,лучше не мучать детей:),а найти себя в другой профессии,если уже выбранная сфера образования не по плечам и не по вкусу...себе же дешевле получится...
avatar

Tatina

  • 15 июля 2008, 22:46
+
0
Хорошо бы побольше таких учителей, тогда обучение не будет в тягость...
avatar

Lidiya

  • 21 июля 2008, 13:51
+
0
Мой учитель информатики в школе - учитель от Бога! Зовут этого интересного человека Юрак Александр Юрьевич. :-)
Так вот, он удивительно действенно обучил меня (и подавляющее большинство учащихся) внимательности, правильному отношению к жизни и правильной реакции на неприятности.

Все уроки он проводил с элементами юмора, называл всех "госпожа" или "господин" и дальше по фамилии, при этом спрашивал ооочень строго и по своей особой методике выставлял оценки. Ставил 5 за три плюсика, т.е. за три полных правильных ответа, 4 - за два плюсика и один плюс-минус и так далее. Это довольно строго, но гораздо более объективно, чем обычная пятибальная система. Его система оценки исключала случайности и возможность подсказки, сразу ясно знает человек или нет и на сколько хорошо он понимает тему.

А вот на практических занятиях, в своих заданиях расставлял ловушечки разные. Например, если в одной из частей задания необходимо было создать текстовый документ и написать в нём своё имя, то при проверке он мог снизить оценку на балл (!!!), если после имени стояла ещё и точка :-), ведь точку он не просил ставить :-))). А самое странное, что почти все писали своё полное имя, т.е. фамилию, имя и отчество, а это тоже было ошибкой, ведь написано же "написать имя" :-).
Если кто-то что-то не нашёл в его задании (а там действительно всё было как надо), то он любил говорить "чудес на свете не бывает, если что-то есть, то оно есть". От наших мелких ошибок он прямо светился, радовался, и знаете, это все так с улыбкой, без злобы, по-доброму как-то.

Очень часто ученики получали на его уроках двойки, даже я частенько, хотя почти отличница. Многие плакали, так сильно расстраивались. Потом чуть привыкли к его придирчивости и всё стало ровнее.

Но зато, как же это доходчиво!!! Понимаешь, что точность имеет значение, и оценка не всегда мерило реальных знаний. Это очень повышает САМОоценку, учит относиться к неприятностям как к случайности по невнимательности (своей или чужой), например. Все поправимо, надо просто хотеть исправить, и что-то делать для этого.

Все события нашей жизни ценнейший опыт! Надо принимать его с благодарностью и делать правильные выводы.

Вот такая "тонкость" обучения!!! :-)
avatar

Natalya

  • 16 января 2009, 19:36
+
0
Да, отличный педагог!!))
Да, "господин или госпожа", лет десять - пятнадцать уже дозволительны были...))
А тот учитель русского, про него я уже писала, учащихся величал "сударь" или "сударыня"... Когда кто-нибудь плохо себя вёл, он, подобно сложившейся привычке выставлять вон из класса, так не поступает, но говорит провинившемуся:
-- Сударь Васильев! Вы мешаете учиться себе и другим ученикам. А школа у нас платная. Никто же из родителей не платил за то, чтобы их дети слушали Вас, а не меня. Так вот, я позвоню родителям некоторых учащихся, кому Вы особенно мешали, а они, я в этом уверен, своё ФИ Вашим родителям выскажут. И они, будьте уверены, применят в Ваш адрес педагогические меры".
-- Что, ремнём?,- дрожащим голосом спросил виноватый сударь...
-- Не знаю уж... Вам лучше знать...
И виноватый сударь, как правило, прекращал вредничать.
Он рассказывал (и на уроках), что сначала был физиком. Вот, второе образование - филологическое...
Поэтому, он так просто мог, доходчиво, разъяснить (на уроках русского!) - чем отличается ФОРМА от СОДЕРЖАНИЯ: показывает флакон с любмым напитком и говорит:
-- Что в руке?
-- Бутылка!
-- Что в бутылке?
-- Пепси-кола!
-- Правильно! По Форме - бутылка... а по Содержанию- Кола..., но может быть квас, кофе, молоко и т.д.
Но, после такого разбора - очень легко переходит от формы ПРОИЗВЕДЕНИЯ к его СОДЕРЖАНИЮ...
Дааа... Настоящие учителя - от Бога...)))
avatar

Lidiya

  • 16 января 2009, 23:13
+
0
Думаю, чтобы сделать процесс образования более эффективным, нужно изметить систему оценки знаний учащихся. Сейчас реально пользуются даже не пяти, а четырёхбальной системой оценки.

Расслабляет ещё и то, что если меня, например, спросили на этом уроке, то вероятность вызова второй раз подряд на следующем уроке очень низкая, значит и готовиться не обязательно. Поэтому и знания не прочные и с пробелами!!!
avatar

Natalya

  • 23 января 2009, 02:33
+
0
Не столько это, сколько заблуждение: Для кого мы учимся? Моя племянница ответила: "Для училки и для директрисы".
Я, употребляя её "логизмы", объяснила, что они, ...., своё отучились и имеют дипломы (и знания), а ты, дорогушечка, учишься ДЛЯ СЕБЯ. Время идёт, можно протирать штаны до выпуска. Руки-ноги вырастут, но не багаж знаний. Будешь взрослый неуч. Как работать? Как общаться? Что дашь детям? Будет стыдно и бедно, потому, что на хорошую, как ты мечтаешь - "не пыльную" работу, тебя не возьмут.
avatar

Lidiya

  • 23 января 2009, 09:28
+
0
Верно, неправильная мотивация у детей. Получается, что ругать нужно не за плохую оценку, а за незнание. Может ребёнок знает, но стесняется публичности, коряво мысли излагает, надо ж разобраться. Разговаривать с детьми больше, вовлекать их в беседы, в которых они смогут блестнуть знаниями, использовать полученную информацию. Уважать их и внимательно, с неподдельным интересом слушать. А если что, пристыдить, именно за невежество. В основной же массе, мерило знаний оценки, а ведь это совсем не так!
avatar

Natalya

  • 23 января 2009, 13:35
+
0
Ну, "неуд" - это синоним незнания предмета.
Мотивация должна быть - не погоня за оценками, а за знаниями... Остальное будет автоматически. Дети не все осознают течения времени и его ценности... (вообще, и взрослые есть-те, что транжирят время). Спросите у любого: кто заметил, как быстро повзрослел? Не многие ответят положительно.
Но им ОБЯЗАНЫ внушить, что багаж ОСНОВНЫХ ЗНАНИЙ - это школа, а не институт. Если думать, что ПОТОМ всё усвоится, это ошибка.

ВСЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗАКЛАДЫВАЮТСЯ К 5 ГОДАМ.
ПОЛОВИНУ ТОГО, ЧТО ЧЕЛОВЕК МОЖЕТ ЗАПОМНИТЬ - ЭТО К 12 годам!!!

И, ЧЕМ БОЛЬШЕ БУДЕТ ЭТА ПОЛОВИНА... представляете???, ТО И,,,,,,,

Эта очень полезная информация для того, чтобы мамы больше занимались с детьми.

У меня есть пациентка, ей 2,5 года. У неё уже 35 книг.
Родители ЖАЛУЮТСЯ (они - врачи), на её память:
ПРОЧТИ ТРИЖДЫ КНИГУ - и ребёнок знает её НАИЗУСТЬ!
Девочка открывает страницу (любую) и "шпарит" её дословно.
Буквы она тоже знает и счёт. Но сама ещё не читает.
А всё почему? Девочка плохо ела. И ей с 5 месяцев, для отвлечения внимания, стали читать Чуковского (!). Так, книга за книгой.... НЕТ СЛОВ!!!)))
avatar

Lidiya

  • 23 января 2009, 14:36
+
0
Удивительная история.

Вы, наверняка, слышали о таком "знатоке" как Александр Друзь. Имеет репутацию очень интеллектуально развитого и эрудированного человека. У него есть дочь (или две дочери, но это здесь не принципиально), уже взрослая - вся в папу. Так когда у него спросили как Вам удалось вырастить такую умную дочку, он ответил, что читал ей с двух её месяцев!!!

Книги и внимание родителей к вопросу образования - залог хорошего багажа знаний и разносторонних интересов ребёнка.
avatar

Natalya

  • 24 января 2009, 01:46
+
0
Ну да, всё - в подтверждение........)))
avatar

Lidiya

  • 24 января 2009, 09:57
+
0
А есть ли у учёных, врачей и учителей мнение о последовательности обучения. Бывает, что ребёнок ещё и читать не умеет, а уже в музыкальную школу ходит, на инструменте играть учится. Каковы приоритеты в обучении? Я имею ввиду спорт, рисование, музыка, танцы, чтение, шахматы и прочее. Сколько для ребёнка посильный максимум? Сейчас, знаете ли, нагрузочки в школе не шуточные.
avatar

Natalya

  • 24 января 2009, 14:06
+
0
Если ребёнка заставлять надо (только, если в остальном он не ленивый), то от какого-то вида "развивающих занятий следует отказаться. Людвига Ван Бетховена заставляли, но у него были явные способности, а по конституции он был инертен...
avatar

Lidiya

  • 25 января 2009, 18:14
+
0
Лидия, Вы как врач может сумеете ответить? Откуда у людей берётся ЛЕНЬ? Это в детстве поощряется или природой заложено, темпераментом, например?
avatar

Natalya

  • 26 января 2009, 17:28
+
0
Ленивые клетки делают человека ленивым.
Здоровым людям ПРОСТО ДИСКОМФОРТНО НИЧЕГО НЕ ДЕЛАТЬ. Они будут искать себе занятие.... энергии много, надо же её тратить)))
avatar

Lidiya

  • 28 января 2009, 01:16
+
0
Значит всё дело в метаболизме?

А разве он не обусловлен генетикой?
Конечно, образ жизни имеет огромное значение, но общая тенденция...
avatar

Natalya

  • 29 января 2009, 04:13
+
0
Я отвечу в "гомеопатической" теме...))
avatar

Lidiya

  • 29 января 2009, 07:47
+
0
Уважаемая Лидия, извините, я не знаю как к вам обратиться по отчеству. Я внимательно прочитал ваш первый пост и он показался мне крайне интересным. Вы приводите редкий, но яркий пример того как некий персонаж обучал своих подопечных риторике. Это демонстрирует поистине глубокие познания преподавателя в своей предметной области. Признаться честно в школьные годы я был не самым успевающим учеником по русскому языку (порой можно было сказать что скорее самым не успевающим) эта наука давалась мне с невероятной сложностью.
Лишь по прошествии уже более чем десяти лет и оставив за спиной 2 высших образования, я открыл для себя такой раздел познания как риторика и всю глубину этой дисциплины, в этом мне помог случай, мне посчастливилось прочитать одну книгу(название которой я вам могу назвать, если будет интересно), как ни странно американского автора. Сегодня, оставив годы за спиной, я понимаю, что в нашей школе преподавание русского языка сводилось к бесконечному заучиванию правил грамматики и пунктуации по аналогии с математическими формулами, само по себе заучивание не составляло для меня проблем, но не давало абсолютно никакого понимания того, зачем это нужно, и мой молодой естественнонаучно-ориентированный мозг абсолютно отвергал навязывание подобных ориентиров.
Сейчас я понимаю, что если бы нашей физ. мат. школе учитель умел объяснять принципы риторики, то возможно многие наши ребята безповоротно избрали бы своей дорогой изучения литературы и языков, и страна потеряла бы много талантливых физиков и математиков :)
avatar

Tagir

  • 5 июня 2011, 20:10
+
0
Теперь немного о книге (не дожидаясь вопросов). Я решил, что стоит о ней упомянуть, т.к., возможно, что пост будут читать некие молодые так называемые преподаватели, а, скорее всего, преподавательныцы от чьих воспаленных и недоразвитых зачатков разума пострадает еще не одно поколение потенциальных Лермонтовых и Пушкиных.
Американцу по имени Роберт М. Пёрсинг (он же Персинг, он же Пирсинг) удалось написать одну весьма любопытную книгу, которая абсолютно не популярна и практически не известна в России. Он назвал ее "Дзэн и искусство ухода за мотоциклом". В тоже время как книга остается абсолютно неизвестной на просторах нашей необъятной, она является легендой, фундаментом для становления нескольких поколений специалистов разных областей и одним из важнейших культурных достояний в Соединенных Штатах. Последний факт весьма ярко демонстрирует наше практически полное незнание культуры Соединенных Штатов, да друзья, как выясняется, одни лишь выступления сатирика Задорного не могут передать полной картины (как бы нам, возможно, этого не хотелось бы) заокеанской жизни.
Впрочем о книге. Жанр: философский роман. Сюжет книги, скажем так, многогранен и интересен во многих аспектах, но практически на протяжении всего повествования автора сквозит тема риторики и ее значения в человеческой жизни. Автор приводит весьма интересные примеры преподавания риторики, которые его герой применял на практике, приемы преподавания вызывали массу скандальных возмущений среди студентов, и это автор считал неизбежным этапом на пути понимания принципов его дисциплины. Подобные возмущения автор объяснял столкновением с объективной истиной, после которого непросто бывает оправится, но только после него может начать работать собственное мышление у подопечного.
Героем книги является специалист, которому пришлось пройти путь от молодого ученого философа, до технического писателя, попутно поработав преподавателем риторики и полежав немного в психиатрической лечебнице :)
Не смотря на глубину затрагиваемых философских вопросов книгу, как мне кажется, сможет прочитать и многое в ней понять и неподготовленный человек.
avatar

Tagir

  • 5 июня 2011, 20:47

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.