"Гранатовый браслет"

В этом произведении показана истинная любовь, не то, что обычно называют этим словом. Интересно было бы узнать мнение участников сайта по поводу этого рассказа, и не знает ли кто иных произведений, где изображены подобные чувства?

Комментарии (51)

RSS свернуть / развернуть
+
0
Слащаво, наивно, идеалистично, утопично, вредоносно. Мое мнение.
avatar

Denis

  • 27 января 2011, 18:51
+
0
Денис, неплохо сказано
Павло, вам наверное лет 14 :)
avatar

Arsen

  • 27 января 2011, 18:59
+
0
Ну и что, что наивно! Сказзки тоже наивны, но не всегда вредоносны!
Я бы сказала идиализированно, но почему бы нам если не искать, то хотя бы стремиться к этому идеалу?
Получила огромное удовольствие от прочтения)
avatar

Dina

  • 27 января 2011, 19:55
+
0
Пожалуй лучшее - это письмо в этом произведении ) Остальное много раз читалось в других книгах.
avatar

Darina

  • 27 января 2011, 20:44
+
0
не скажу что вредоносно.но впечатления были отрицательные
avatar

Darya

  • 27 января 2011, 21:22
+
0
Насколько мне известно, Куприн использовал какую-то реальную историю, когда писал этот рассказ. Поговаривают, что он даже вызвал на дуэль одного из критиков, заявившего, что "Гранатовый браслет" -- выдумка...
Многое в литературе кажется небылицами, наивными идеалами людям, которые не чувствовали того, что описывается автором.
avatar

Pavlo

  • 27 января 2011, 21:59
+
0
Герои лично у меня не вызывают особых чувств. Она изнеженная, скучающая дамочка, а он растратил казенные деньги и покончил жизнь самоубийством. В самоубийстве нет ничего красивого или благородного, оно не отражает истинную любовь. Да, и есть ли в этом произведении истинная любовь? Здесь показана лишь одна грань любви - романтическая, платоническая. Как изменились бы его чувства, если бы она не игнорировала его эти много лет, а сказала бы "да"..
Вот над этим можно подумать :)

Хотя, когда читала в первый раз (а это было давно, мне было лет 14-15), я очень впечатлилась. Даже в конце плакала.. Последняя часть, где она слушает вторую сонату, очень красиво написана!
avatar

Veronika

  • 27 января 2011, 22:21
+
0
Вообще, поэтизация суицида - это очень и очень плохо.
avatar

Denis

  • 27 января 2011, 23:21
+
0
Но ведь рассказ не об этом, Денис! Рассказ о редкой прекрасной любви, для которой годы, отказ -- ничто, для которой нет ревности, которая поклоняется объекту любви как богу. Достаточно вспомнить слова из его письма -- это слова из "Отче наш": "Да святится имя Твое!"...
А самоубийство? Герой не может найти выхода из этой ситуации, не видел для него выхода и Куприн. А любить, не общаясь вообще никак с тем, кого любишь, это не всякий может. Желтков тогда, по крайней мере, не рассмотрел такого варианта: любить просто для самого себя. Ну, а коль скоро он этого не понял, что ему оставалось?
avatar

Pavlo

  • 28 января 2011, 08:12
+
0
А мой вопрос остаётся в силе =) (уж не обижайтесь)
Для меня нет настоящей любви, если нет общения, познания друг друга - а ведь это гораздо сложней БЫТЬ с человеком, чем воздыхать. А чем больше труда, тем любовь прекрасней. К счастью таких примеров любви совсем не мало. Как в песне люди влюбляются, люди ВСТРЕЧАЮТСЯ, женятся :)
А если речь не идёт о близком знакомстве, то сразу хочется сказать - не верю! Чему верить - словам? А СЛОВАМ подсудимого, что он не убивал тоже должны верить?.. А шизофреник например всякое напридумать может - и что он беззаветно влюблён, и что ему вот вот надо покончить с собой - голоса нашептали :)
avatar

Arsen

  • 28 января 2011, 08:32
+
0
Согласна с Арсеном - нельзя любить человека, не зная его достаточно близко. Это может быть симпатия, влюбленность, но не любовь.

"Гранатовый браслет" - красиво, но слишком уж сиропно.

"А любить, не общаясь вообще никак с тем, кого любишь, это не всякий может."

Именно так любить как раз довольно легко - на расстоянии, в романтической дымке, ловить редкие моменты встреч и красть украдкой шарфики. Можно годами лелеять драгоценный образ, окутывая его розовой дымкой и не боясь разочарований.

А вот попробуйте полюбить женщину, живя с ней под одной крышей, видя ее каждое утро непричесанную и ненакрашенную, ведя с ней совместное хозяйство и растя детей, со всеми ее мелкими и крупными недостатками.
Пoлюбить не романтический образ, а РЕАЛьНОГО человека. А Веру как реального человека Желтков никогда не знал, он знал лишь выдуманный им самим красивый образ, для которого Вера лишь послужила основой.
Полюбить так, чтобы ваша любовная лодка не "разбилась о быт"...

Если сможете, и это будет долговечно - вот это любовь ИСТИННАЯ.

Да и обожествление обьекта любви - явление небезопасное и зачастую саморазрушающее. Я человек неверующий, но заповедь "Не сотвори себе кумира" считаю не лишенной смысла.
avatar

Polina

  • 28 января 2011, 12:27
+
0
Вот, скажем, "Белые ночи" - тоже, вроде бы, слащавенькое произведение, а впечатление на меня произвели неизгладимое, а "Браслет" что-то не нравится. Интересная тема для размышлений.
Кстати, любителям слащавости (в купринском духе) могу порекомендовать "Безглагольный романс" Вячеслава Дегтева.
avatar

Denis

  • 28 января 2011, 13:31
+
0
И "Страдания юного Вертера" чем-то похожи, опять же "Новая Элоиза".
avatar

Denis

  • 28 января 2011, 13:34
+
0
Как бы получше выразить свою мысль. Любовь предполагает какую-то тайну в человеке, что ли. То, что возникает в "семейной жизни" -- это зачастую уже не то, это что-то слишком уж земное. Хотя это и необязательно бывает так; можно, наверное, сохранить свежесть чувства, живя и рядом. Но поклонение, вера необходимы, хоть это и смешно звучит.
Вы правы Полина, что истинная любовь, конечно, не знает никаких преград быта, ревности и проч., но в случае с Желтковым автор и не утверждает, что он перестал бы любить её, живи они вместе, скорее он даже склоняется к противоположному. Она жила с другим человеком, вела пошлую светскую жизнь, и Желтков скорее всего, конечно, понимал это. Другое дело, что у него была ВЕРА, что под этой внешней грязью скрывается нечто божественное. И если оно не открылось, то вина в этом не Веры ( Куприн, наверное, неслучайно назвал её так), так, мне кажется, он рассуждал бы, даже если и случилось бы ему сойтись с нею.
Да, и насчёт образа. Мы все имеем как раз лишь образы друг друга. Вы не знаете тех, кто живёт с вами, так же, как и они не знают вас. Всё, что мы знаем, что мы можем знать -- это как раз-таки образы и есть. Так пусть же они будут хорошими, если реальными они никогда не будут.
avatar

Pavlo

  • 28 января 2011, 18:15
+
0
Мне в этом произведении очень нравится фраза: "Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться"
Лично меня произведение волнует не столько сюжетом, а сколько стилем. Мне очень нравится окончание, когда Она попросила сыграть ту мелодию. Мне нравится такая символичность. Мне нравится то ощущение, которое остается после прочтения, смятение, безграничное одиночество, сожаление и облегчение и освобождение.
avatar

Olga

  • 29 января 2011, 15:53
+
0
"Любовь должна быть трагедией."

Как-то мрачновато звучит, хм :)

"Величайшей тайной в мире!Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться"

Мда, но мы-таки не ангелы бесплотные и живем не в Эдеме, а обычные люди, живущие в обычном мире. И любовь вполне может расцвести и среди бытовых неурядиц и повседневности, ее вовсе не обязательно ограждать от "жизненных удобств, расчетов и компромиссов" - так красивый цветок не перестает быть чудом независимо от того, где он расцвел - в райском саду или на обочине дороги. А те примеры, которые приводит в романе дедушка Веры как примеры "настоящей любви" ("заботливый муж" и "попавший под поезд") - кому как, конечно, но для меня это не любовь, а душевная расхлябанность и самоуничижение, вплоть до саморазрушения. Имхо: По-настоящему любить (а не слепо обожать) может только тот, кто хоть немного любит себя самого и хоть немого ценит собственную жизнь и собственное человеческое достоинство. Любовь между мужчиной и женщиной, конечно, замечательное явление, но существуют и другие виды любви, которыми не следует пренебрегать, да и жизнь слишком прекрасна и удивительна, чтобы жертвовать ею из-за неудавшейся влюбленности.
avatar

Polina

  • 31 января 2011, 13:44
+
0
Произведение действительное оставляет какое-то тяжеловатое ощущение. Почти такое же у меня осталось от прочтения "Бедных людей" Достоевского, от образа Макара Девушкина... Почему-то...
В произведении, совершенно верно уже неоднократно подмечено, показана не любовь, а идеалистическая влюбленность, и даже не в реального человека, а в нарисованный воображением образ. Это поэтическое чувство, Вера для Желткова была мечтой, музой, и ему не требовалась, я думаю, ее земное, достижимое воплощение... Как у символистов - образ Прекрасной Дамы...
Любовь - очень глубокое чувство, и, конечно, сознательное, не эфемерное. С годами она способна становиться глубже и сильнее. И узнавание происходит большее, и "роднение".
Павло, это ваше юношеско-романтичное представление о любви и об образах людей, которые друг друга годами не знают... Напротив - с каждым новым годом близкий человек становится для тебя все более частью тебя... Каждую черточку знаешь, каждый виток характера, каждый поворот души...
А вот такая "любовь", которая изображена в рассказе, совершенно подходит под ваше описание, ибо она статична и надуманна - ни узнавания, ни стремления к нему - нет. А потому - это просто красивый поэтический образ, как я уже говорила, сродни любви к музе, мечте...
Кстати говоря, подобный Желткову образ есть в романе А.Толстого "Хождение по мукам". Там некий господин всюду ходит за Катей, героиней романа. Тоже чем-то она его привлекает вот так - на расстоянии, по одному лицу...
avatar

Uliya

  • 3 февраля 2011, 15:11
+
0
Мне это напомнило Скарлетт из "Унесенных ветром", которая 12 (!!) лет была влюблена - и эта влюбленность испарилась как дым, как только в возлюбленом открылись определенные недостатки:

«А ведь на самом деле он таким никогда и не был – только в моем воображении, – отрешенно думала она. – Я любила образ, который сама себе создала, и этот образ умер (...). Я смастерила красивый костюм и влюбилась в него. А когда появился Эшли, такой красивый, такой ни на кого не похожий, я надела на него этот костюм и заставила носить, не заботясь о том, годится он ему или нет. Я не желала видеть, что он такое на самом деле. Я продолжала любить красивый костюм, а вовсе не его самого».
avatar

Polina

  • 7 февраля 2011, 12:12
+
0
Да! Точно! И мне сразу вспомнился "Великий Гетсби" со своей любовью к Дэзи, которую он не видел 5 лет и сильно "додумал", "довоссоздал" в своем воображении.
"Когда я подошел, чтобы проститься, я увидел у Гетсби на лице прежнее выражение растерянности - как будто в нем зашевелилось сомнение в полноте обретенного счастья. Почти 5 лет! Были, вероятно, сегодня минуты, кога живая Дэзи в чем-то недотянула до Дэзи его мечтаний, - и дело тут было не в ней, а в огромной жизненной силе созданного им образа. Этот образ был лучше ее, лучше всего на свете. Он творил его с подлинной страстью художника, все время что-то к нему прибавляя, украшая его каждым ярким перышком, попадавшимся под руку. Никакая ощутимая, реальная прелесть не может сравниться с тем, что способен накопить человек в глубинах своей фантазии".
И это "додуманная" любовь к человеку, с которым главный герой был лично знаком, но долго его не видел. А у Желткова и того больше - любовь к придуманному образу, которого тот даже не знал. Полностью надуманно вложенное в него содержание.
avatar

Uliya

  • 7 февраля 2011, 12:26
+
0
Очень даже бывают "настоящие люди". Вон, например, Степан Касацкий сотворил себе образ любимой женщины, уже готов был жениться, всю жизнь с ней провести, детей вместе воспитывать, а оказалось, что она обыкновенная блудница.
И стал он отцом Сергием, но это уже совершенно другая история.
avatar

Denis

  • 7 февраля 2011, 23:06
+
0
"Настоящих людей", независимых от наших образов не бывает" - Если так рассуждать, то в нашей жизни вообще нет ничего настоящего, все изкажается нашим субъективным взглядом на мир. Настоящей будет только Кантовская "Ding an sich" ("вещь в себе").
В любом случае я против самоубийств. Тем более из-за любви. Тем более к образу :)
avatar

Veronika

  • 7 февраля 2011, 23:45
+
0
Разве это сенсация, что люди смотрят на мир через призму своих желаний, ощущений, надежд и религиозных взглядов? Тут даже к Канту не ходи :) И тем более думать что полностью знаешь человека (да даже в половину), так же как и он сам себя - высшая глупость. Знать реакции и привычки человека - это не знать его самого, поэтому о "реальном (настоящем) человеке" и речи быть не может.
И что за малодушная позиция "нельзя любить человека, не зная его достаточно близко. Это может быть симпатия, влюбленность, но не любовь."? Какая грань между любовью и влюбленностью, если вам человек дороже жизни? Конечно сидя на стуле печатая сообщения можно со стоическим философствованием говорить, как надо и как по уму делать и поступать согласно заурядным представлениям. Но, что бы судить о героях "Гранатового браслета" нужно хоть раз любить и рассуждать от любви, а не от логики.
avatar

Timyr

  • 8 февраля 2011, 05:45
+
0
"Разве это сенсация, что люди смотрят на мир через призму своих желаний, ощущений, надежд и религиозных взглядов? Тут даже к Канту не ходи :) И тем более думать что полностью знаешь человека (да даже в половину), так же как и он сам себя - высшая глупость. Знать реакции и привычки человека - это не знать его самого, поэтому о "реальном (настоящем) человеке" и речи быть не может."

Само собой. Нельзя знать человека ПОЛНОСТьЮ, но можно знать человека ЛУЧШЕ или ХУЖЕ.

"Другое дело, что вы можете верить, что в них что-то есть, вашей верой и любовью вы можете изменить человека. Я не думаю, как уже говорил, что Желтков не знал ничего о пошлой светской жизни Веры. Другое дело, что он верил, что в ней было что-то чистое, искреннее, прекрасное, золото, накрытое пылью..."

Прекрасно, если это чистое и прекрасное существовало на самом деле, а не только в фантазии Желткова. Можно верить в то, что что-то есть, если это действительно есть :) Одно, когда влюбленный оказывается настолько прозорлив, что замечает в возлюбленном даже то, чего сам возлюбленный не замечает в себе (или не хочет замечать), и помогает ему это распознать. Это большое искусство. Другое дело, когда он в своей неистощимой фантазии "навязывает" другому качества, которых у того и в помине нет (и быть не может).

"И что за малодушная позиция "нельзя любить человека, не зная его достаточно близко. Это может быть симпатия, влюбленность, но не любовь."? Какая грань между любовью и влюбленностью, если вам человек дороже жизни?"

Грань между любовью и влюбленностю (для меня): Влюбленность - это то чувство, которое может возникнуть и при первом взгляде, и при первой встрече. Оно прекрасно, но весьма хрупко и неустойчиво и напоминает тоненький росток, который может сломаться под ветром, а может вырости в могучее дерево (любовь). Соответственно у этого чувства два пути: оно может рассыпаться в прах, когда выясняется, что прекрасная возлюбленная - не ангел безгрешный, а обычная земная женщина со всеми соответствующими недостатками и несовершенствами (а происходит это чаще всего, тогда, когда возлюбленные узнают друг друга получше (не = "полностью" :), а может перерасти в любовь - это то, что возникает в период сближения мира идеального с миром реальным.

Допускаю, что у Желткова влюбленность могла окончиться и любовью, и ничем. Но поскольку сближения не произошло, то и судить об этом не берусь.

А по поводу "человек дороже жизни" - одно, когда человек спасает того, кого он любит, ценой собственной жизни (например, мать или отец спасают ребенка, погибая при этом). Другое, когда влюбленный идет на самоубийство из-за неразделенной любви. Тут я придерживаюсь своей позиции: Любовь (к мужчине/ женщине) прекрасна, но существуют и другие виды любви, которыми не стоит пренебрегать, в том числе и любовь к жизни.

Но по поводу Желткова мне не все ясно. В своем прощальном письме он упоминает, что любовь к Вере была для него "громадным счастьем", и в нем нет ни слова о том, что неразделенная любовь была для него неприятна или мучительна. Но что мешало ему так же любить ее и дальше и быть счастливым? Что именно побудило его к самоубийству?

"Конечно сидя на стуле печатая сообщения можно со стоическим философствованием говорить, как надо и как по уму делать и поступать согласно заурядным представлениям. Но, что бы судить о героях "Гранатового браслета" нужно хоть раз любить и рассуждать от любви, а не от логики."

А чтобы судить о маньяке-серийнике, нужно хоть раз им побыть? :)

"Рассуждать от любви, а не от логики"

Не знаю как у кого, но в моей голове любовь и логика неплохо совмещаются :)
avatar

Polina

  • 8 февраля 2011, 12:54
+
0
Полина, любовь это ни как не причинно-следственная закономерность времени, сколько примеров, что влюблялись и после тридцатилетней совместной жизни, и если бы за день до ухода мужа, вас позвали бы на семейный ужин, вы бы не сказали что в их доме выросло могучие древо совместной любви? :) Любовь - это свежесть и юность, но ни как не рост любви (можно расти в любовь) тогда получается что один любит маленькой любовью "тростниковой", а другой большой "дубовой" (но когда-то была желудёвой)? :)

"А чтобы судить о маньяке-серийнике, нужно хоть раз им побыть? :)"
Ну так это ж разные вещи, в которых аналогии быть не может. Любовь на много сложнее обиды на весь мир, прикрываемой окровавленным ножом.

В любом случае история любви Желткова поучительна, а любовь бесконечно поэтична.
avatar

Timyr

  • 8 февраля 2011, 14:02
+
0
Человека нельзя знать ни лучше, ни хуже, в этом всё дело. В него можно верить, а можно не верить. Вы думаете, что, накопив в памяти большое число фактов из жизни другого, вы начали понимать что-то большее, чем эти факты. Но это неправда. Полина, вы, кажется, допускаете, что возможно, что один человек увидит в другом то, что он сам не видел в себе, но тут же оговариваетесь, что это невозможно, если в другом этих качеств нет. Но кто дал вам право утверждать, что их нет? Разве вы можете это утверждать даже о самом низком и подлом человеке?
В случае с Касатским вера исчезла. Но здесь, раз уж на то пошло, дело-то в другом: он считал, что его избранница ведёт себя конкретным образом, а когда это не подтвердилось, всё рухнуло. Ему была важна не её абстрактная душа, а что-то вполне определённое: поведение.
"А чтобы судить о маньяке-серийнике, нужно хоть раз им побыть? :)"
В каком-то смысле -- да. Для того, чтобы почувствовать то, что чувствовал другой, нужно хотя бы приблизительно находиться в том же состоянии, что и он, чтобы это состояние было вам знакомо. В противном случае поступки другого будут казаться вам просто бессмыслицей
avatar

Pavlo

  • 8 февраля 2011, 22:20
+
0
"Но что мешало ему так же любить ее и дальше и быть счастливым? Что именно побудило его к самоубийству?" -
Да, деньги казенные он растратил на переделку пресловутого гранатового браслета из серебряного в золотой, чтобы Вере подарить!
Не знаю.. Перечитала сейчас еще раз это произведение.. Никаких положительных эмоций в отношении Желткова не испытываю.
avatar

Veronika

  • 8 февраля 2011, 22:57
+
0
А другой вариант причины его самоубийства еще хуже. Раньше он писал ей письма, следил за ней, а теперь ему запретили это делать. Всё! Не за чем теперь жить! Вы только подумайте, вчитайтесь в эти слова! Желтков: "Меня не интересует в жизни ничто: ни политика, ни наука, ни философия,ни забота о будущем, ни счастье людей - для меня вся жизнь заключается только в Вас".
avatar

Veronika

  • 8 февраля 2011, 23:04
+
0
Он мог бы кем-то стать, что-то открыть, принести пользу людям!!! А вместо этого ходил за Верой, подбирал за ней платки и вздыхал в сторонке! И как только получил отказ, сразу покончил с собой. А ведь он мог не самоуничижаться в письмах, а своими действиями доказать Вере, что он не пустое место, что он ЛИЧНОСТЬ! И она полюбила бы его, а так ей просто было его жалко.
avatar

Veronika

  • 8 февраля 2011, 23:13
+
0
"Полина, любовь это ни как не причинно-следственная закономерность времени,2

Я этого никогда и не утверждала :) Желтков был влюблен в Веру много лет - но я бы не рискнула, при всей поэтичности и долговременности этого чувства, назвать его любовью, поскольку любовь, как уже и говорилось выше, для меня возможна только к реальному человеку "со всеми соответствующими недостатками и несовершенствами", когда идеал и реальность существуют не раздельно друг от друга, а переплетаются в одно.

"а любовь бесконечно поэтична."

Несомненно. Но попробуйте писать оды не окутанной розовой дымкой прекрасной даме, а реальной женщине, видя в ней красоту наперекор морщинам, кругам под глазами и не всегда идеальному характеру - вот тогда это будет истинная поэзия любви.

"А ведь он мог не самоуничижаться в письмах, а своими действиями доказать Вере, что он не пустое место, что он ЛИЧНОСТЬ! И она полюбила бы его, а так ей просто было его жалко."

Соглана. Хочешь, чтобы тебя полюбили - полюби себя сам. И повторюсь: Любовь (к мужчине/ женщине) прекрасна, но существуют и другие виды любви, которыми не стоит пренебрегать, в том числе и любовь к жизни.
avatar

Polina

  • 9 февраля 2011, 10:03
+
0
Ох, Полина и Вероника :) но не всегда же так все разумно, как хочется, да конечно есть любовь Разумная, но в "Гранатовом браслете" такой любви нет, в рассказе любовь необдуманная и всячески противная здравым рассуждениям - но это и есть Истинная любовь, любовь которая тебя уже убила, ты больше не тот, что был до нее, все превратилось в любовь и дело то не в морщинах, фантазиях и личностях, а в новом состоянии бытия.
avatar

Timyr

  • 9 февраля 2011, 12:45
+
0
"...но это и есть Истинная любовь..."
________________________________
Мне стало грустно за вас, Тимур, честное слово...
avatar

Uliya

  • 9 февраля 2011, 15:50
+
0
Как-то не понятно, зачем за меня грустить :) и тем более уверять в этом?
"Если вам говорят: «Честное слово» – Не искушайтесь, слово всегда честное, врет говорящий"
avatar

Timyr

  • 9 февраля 2011, 16:32
+
0
И тем не менее - мне грустно...
avatar

Uliya

  • 9 февраля 2011, 18:14
+
0
Помню, в свое время очень впечатлило..
avatar

Irina

  • 1 марта 2011, 23:06
+
0
А у меня вопрос к Арсену. какая разница сколько человеку лет, если он уже способен читать и размышлять над классикой?
avatar

Trylya

  • 2 марта 2011, 12:13
+
0
"Ох, Полина и Вероника :) но не всегда же так все разумно, как хочется, да конечно есть любовь Разумная, но в "Гранатовом браслете" такой любви нет, в рассказе любовь необдуманная и всячески противная здравым рассуждениям - но это и есть Истинная любовь, любовь которая тебя уже убила, ты больше не тот, что был до нее, все превратилось в любовь и дело то не в морщинах, фантазиях и личностях, а в новом состоянии бытия."

"Тебя уже убила" - я примерно понимаю, что Вы хотите этим сказать, но мне больше по душе менее радикальная формулировка "изменила", перевела, как Вы написали, в "новое состояние бытия".

"Любовь необдуманная" - разумеется, любовь - это прежде всего чувство, но я не стала бы совсем уж исключать разум из этого явления. Если человек любит, ему свойственно задумываться об этом, анализировать свои чувства и действия - на то он и человек.

Во-вторых, к тому, что "любовь убила" и "все превратилось в любовь". Любовь, конечно меняет человека и окрущающий мир в его восприятии. Но означает ли это, что она вытесняет из его жизни все, оставляя место только для обьекта любви? В этом, как мне кажется, была трагедия Желткова. Он сконцентрировал вся свою жизнь на одном-единственном чувстве и человеке, полностью растворился в этом, утратив себя как личность. Отсюда мой тезис - любовь к другому человеку всегда должна начинаться с любви к самому себе (не путать с эгоцентризмом).
avatar

Polina

  • 2 марта 2011, 13:36
+
0
Жизнь можно назвать неизбежным состоянием трагедии, ведь конец предопределен без поиска причин и объектов. По мне, так вовсе не было трагедии Желткова, каждая жизнь заканчивается и будит ли это трагедий для самого умирающего это уже выбор каждого, любовь дала Желткову некое перерождение, психологическое, перерождение сознания, а Желтков это позволил себе, так может это и есть та смерть и то Воскресение, о которых мы столько слышали? Конечно, это мои домыслы, но это та же выдумка как и то, что он утратил свою личность, хотя может просто стоит видеть иного Желткова и оставлять за ним право естественной исключительности?

P.S Уже начинаю привыкать читать Полину между строк :)
avatar

Timyr

  • 2 марта 2011, 14:19
+
0
можно вклиниться в спор? я не вижу трагедии, которая сподвигла Желткова на такой шаг. безответная любовь не бывает редкостью ни в какое время и оправдывать ею порочащие себя поступки...эээ... не по мужски что ли...
хотя насколько помню, он был болен психически. или я что-то путаю? надо перечитать
avatar

Trylya

  • 2 марта 2011, 15:00
+
0
#24 Тимур, согласна с вашими словами!
Я думаю, что Вера как раз столкнулась с любовью истинной. И произведение красиво, поэтично. И при этом безысходно. Такой цельный человек, способный на такое сильное и чистое чувство погибает.
Почему так случилось? Любовь ведь была, ее чувствуешь, она веет из этого произведения...
Может быть, он заменил веру - Верой? Сотворил кумира из обычной женщины. "Да святится имя твое" - это кощунственно. Он не может без нее жить - физически не может - осуждать его нельзя. Осудим ли мы вдовца, убивающего себя после смерти любимой жены? Но... все равно - это неправильно, изначально неверно.
Не любить ТАК, как любил Желтков - ТАК любить, наверное, только и надо. Только не женщину.
avatar

Mariya

  • 2 марта 2011, 18:55
+
0
"Может быть, он заменил веру - Верой? Сотворил кумира из обычной женщины. "Да святится имя твое" - это кощунственно."

Я человек нерелигиозный, но здесь согласна с Марией. "Не сотвори себе кумира" - заповедь, полезная не только для христиан.

"Он не может без нее жить - физически не может - осуждать его нельзя. Осудим ли мы вдовца, убивающего себя после смерти любимой жены?"

Мария, а какое отношение к самоубийству в большинстве мировых религий? Отрицательное. Раньше мне это всегда казалось надругательством над свободной волей, казалось, что человек всегда иммет право самому распорядиться своей судьбой. Но дело здесь не только в том, что "Бог дал - Бог взял". Просто жизнь слишком драгоцена и неповторима, чтобы самого себя лишить этого дара.

Вполне допускаю, что есть единичные, очень редкие ситуации, когда самоубийство оправдано, но неразделенная любовь - не тот случай. Да, изначально кажется, что страшнее ничего не бывает, что это боль, которая никогда не пройдет. Но, как ни банально это прозвучит, время лечит многие раны, а любовь и счастье не останавливаются на одном человеке. Как говорил один из героев Гончарова, "Сердце — преглубокий колодезь: долго не дощупаешься дна. Оно любит до старости…

— Нет, сердце любит однажды…

— И ты повторяешь слышанное от других! Сердце любит до тех пор, пока не истратит своих сил. Не удалась одна любовь, оно только замирает, молчит до другой; в другой помешали, разлучили — способность любить опять останется неупотребленной до третьего, до четвертого раза, до тех пор, пока, наконец, сердце не положит всех сил своих в одной какой-нибудь счастливой встрече..."
avatar

Polina

  • 3 марта 2011, 18:49
+
0
Полина, я-то согласна... Но КАК объяснить это человеку, который НЕ МОЖЕТ жить? Он ведь как смертельно больной - нельзя его уже судить... Это, кажется, Гете писал от имени Вертера.
Вот поэтому я говорю, что человек ошибается, делая любовь к женщине или мужчине целью и смыслом жизни, это важно понимать, по-моему. А уж когда СЛУЧИЛОСЬ. Здесь, конечно, окружающие могут помочь как-то, а сам человек уже собою не владеет. Я помню как мне больно было читать о жестокости мужа и брата Веры к несчастному телеграфисту, об их высокомерии. Вот так мы убиваем людей с чувством собственного достоинства.
avatar

Mariya

  • 3 марта 2011, 21:09
+
0
В общем, я присоединяюсь к непонимающим скорее.
avatar

Mariya

  • 5 марта 2011, 20:54
+
0
Пища для размышления по теме:

191
"...Заговорив о смерти, ты вспомнил об инстинкте самосохранения. Мы инстинктивно страшимся смерти, и ты неоднократно наблюдал, как любое животное стремится выжить во что бы то ни стало. "Стремление выжить, - твердишь ты мне, - берет вверх над любым другим стремлением. Дар жизни бесценен, и мы спасем его любыми средствами" Если так, то для тебя естественно стать героем, защищая свою жизнь. Ты будишь мужественным в осаде, завоевании, грабеже. Тебе вскружит голову хмель силы в тот миг, когда поставят на кон твою жизнь. Но ты никогда не согласишься умереть незаметно, безмолвно, унеся с собой тайну, полученную как дар. <...>"

Антуан де Сент-Экзюпери "Цитадель"
avatar

Timyr

  • 24 марта 2011, 16:06
+
0
Возможно, я чего-то не понимаю, но "Гранатовый браслет" особого впечатления не произвел.
avatar

Vladislava

  • 27 мая 2011, 15:09
+
0
Рассказ очень реалистичен; для хорошего литератора, каким был Куприн, нет ничего важнее, чем сделать вымысел правдивым: это значит, что события в произведении не списаны с реальности (хотя первооснова - реальная история), но и без уклона в невозможное. Но дело еще в том, что автора очень сильно занимала сама идея - появление в мире обыденных отношений чего-то не вписывающегося в рамки, противоречащего и подрывающего основы общества (вот почему так негодует брат княгини Веры - Николай). Она настолько сильно занимала его, что он вызвал на дуэль позволившего усомниться в истинности критика; на такой шаг идут в особых случаях - когда дело касается самого ценного, самого святого... То, что описывает Куприн, наверное, лучше прочувствовать лично; но бывает, что в жизни и не встретится такого... Любовь - это дар; об огромности этого дара, о его совершенной неохватности, о безграничном изумлении, о благодарности за павший именно на него, недостойного, выбор ("Я проверял себя - это не болезнь, не маниакальная идея - это любовь, которою богу было угодно за что-то меня вознаградить") - этот рассказ. Речь главного героя, несколько возвышенная и кажущаяся потому "мелодраматичной", его манеры - опровергают упреки в безумии; это речь человека, охваченного благоговейным трепетом, источник которого непонятен окружающим - поэтому она кажется слащавой и неуместной; в окружающей нас реальности часто, видя чье-то искреннее восхищение или восторг, но не разделяя его, мы склонны посмеяться или отнестись скептически: чтобы разделить восхищение, нужно взять на себя труд посмотреть глазами этого человека. В рассказе раскрывается истинный смысл любви: "Я бесконечно благодарен Вам только за то, что Вы существуете". Но понять это счастье - счастье знания того, что существует э т о т человек, даже если он не рядом, и нет возможности быть с ним рядом; счастье того, что можно думать о нем, произносить его имя и радоваться его счастью - понять это можно только сопереживая, сменив скептицизм на хоть небольшое желание и самому почувствовать нечто подобное.
Этот восторг любви и совершенно религиозен, но вопрос о том, кумира ли творит влюбленный и согласованы ли его действия с волей Бога (понимаемого на земной лад в образе сурового судьи), у действительно сопереживающего читателя не должен возникнуть, так как герой чужд всякого расчета; он охвачен таким сильным и одновременно разумным и подвластным свободе выбора чувством, что "трезвая" оценка не к месту; все равно что в ответ на благодеяние начать прикидывать его относительную стоимость; (а ведь так и происходит - я иногда, получая подарок, разочарованно (про себя) фыркаю: могли бы и что-нибудь поценнее). Но именно с религиозной стороны эта любовь как раз полностью совпадает с "описанием" апостола Павла: "долготерпит, милосердствует, не завидует, ...не бесчинствует, н е и щ е т с в о е г о (именно поэтому не домогается простой телеграфист руки княгини, а вовсе не из-за разницы в социальном статусе; в ином случае он нашел бы способ преследовать ее...). Не кумира творит себе главный герой, говоря "Да святится имя Твое"; он в прямом смысле совершает молитву, настоящую молитву... у многих называющих себя христианами молитва заключается в чтении одних и тех же текстов без особого проникновения в смысл. И разве бог настолько ревнив, чтобы "отбирать" благоговение и присваивать себе? не его ли это дар, понять который можно только прикоснувшись к нему, не святого ли Духа дыхание это, который "дышит где хочет" и просто так, за умение любить, вознаградил человека, который принимает этот дар так, как единственно и можно - недоумевая от величины этой радости, от совершенно нечаянного ее появления...
avatar

Ilya

  • 6 сентября 2011, 20:49
+
0
Читала давно, тогда мне показалось средненько, я ж современный читатель, никто никого не прирезал - скучновато кажется))) Но нет, это произведение написано неплохо, великолепным русским языком, автора я очень уважаю.
avatar

Anna

  • 7 сентября 2011, 04:54
+
0
Мне не нравится
avatar

Rita

  • 22 октября 2011, 15:42
+
0
Читала всего Куприна.
Нравится еще со школы,под особое настроение и музыку читаю подобное)
avatar

Natalya

  • 13 ноября 2011, 20:24
+
0
а что из Куприна Вам особенно понравилось? а на ваш взгляд, можно ли Куприна сравнить с Буниным?
avatar

Aleksei

  • 14 ноября 2011, 09:20
+
0
Колесо времени,гамбринус,куст серени.
Нет.
avatar

Natalya

  • 18 ноября 2011, 18:20
+
0
V shkole vljubilas' v etogo pisatelja, a osobenno v "Granatovyj braslet". Nedavno vzjalas' perechitat' rasskazy...nemnogo uzhe ne dlja moego vozrasta i ne v moem stile...No ljublju ego vseravno)
avatar

Ol4ik

  • 19 ноября 2011, 00:42

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.